Сенатор

Сенатор Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

Об особо охраняемых природных территориях

О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников

Инициаторы:

Член Совета Федерации Е.В.Афанасьева; Депутат Государственной Думы М.А.Щепинов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников» (далее законопроект) подготовлен в целях уточнения нормативно-правового статуса государственных природных заповедников и совершенствования экологического законодательства в сфере природопользования. Нормативно-правовое регулирование особо охраняемых территорий в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особо охраняемых природных территориях», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
 
Данным законопроектом предлагается внести изменение в действующую редакцию пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особо охраняемых природных территориях», предусматривающее уточнение нормативно-правового статуса особо охраняемых территорий, согласно которому на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное значение, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Действующая редакция пункта 1 статьи 6 федерального закона не устанавливает в полной мере статус особо охраняемых территорий, а только формулирует его общие положения. Действующая норма пункта 1 статьи 6 не конкретизирует, какие природные комплексы и объекты относятся к особо охраняемым, какие изымаются из хозяйственного оборота на территории особо охраняемой зоны. Это приводит к возникновению пробелов в законодательстве, позволяющих вести деятельность, формально не нарушающую законодательство, но ведущую к деградации природных комплексов и объектов.
 
В связи с этим предлагается дополнить пункт 1 статьи 6 проектируемым положением, уточняющим нормативно-правовой статус особо охраняемых территорий. Актуальность введения нормы, запрещающей изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники, а также нормы, предусматривающей создание охранной зоны с ограниченным режимом природопользования на прилегающих к территориям государственных природных заповедников участков земли и водного пространства, обусловлена наглядной ситуацией, развернувшейся вокруг Национального парка «Бузулукский бор», расположенного в Оренбургской области. На территории бора в 50-70-х годах XX века геологами были разведаны нефтяные месторождения, в последнее время ставшие объектом пристального внимания нефтедобывающих компаний. На территории национального парка «Бузулукский бор» обнаружено три нефтяных месторождения: Гремячевское, Воронцовское и Могутовское. Научно доказано, что применение даже самых безопасных и щадящих технологий по добыче углеводородного сырья на территории Бузулукского бора может привести к необратимым последствиям, разрыву целостности экосистемы, засолению почвы и гибели древесной растительности.
 
Статус Национального парка, установленный для территории Бузулукского бора, и образованной охранной зоны Национального парка указан в Постановлении правительства Оренбургской области от 19 марта 2012 г. № 244-п. В постановлении, где описываются границы охранных зон, указывается: «Граница охранной зоны устанавливается в границах Гремячевского лицензионного участка, отступая от границ национального парка на 65 метров, в границах Воронцовского лицензионного участка, отступая от границ национального парка на 65 метров», что свидетельствует о том, что данные месторождения не включены в территорию Национального парка. В результате, очевидна реальная угроза экологического ущерба Национальному парку. Законопроектом предлагается ужесточить режим особой охраны территорий государственных природных заповедников.
 
Посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма планируется допускать только в сопровождении работников федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками или должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. Также предлагается изъять развитие познавательного туризма из перечня задач государственных природных заповедников. Проектируемые нормы направлены на повышение сохранности особо охраняемых территорий, естественной природной среды, типичных или редких ландшафтов, мест сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

К списку элементов