Сенатор

Сенатор Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

Определение и указание национальной принадлежности

Об обеспечении для граждан Российской Федерации конституционного права на определение и указание национальной принадлежности (в части законодательного регулирования основных вопросов реализации установленного в Конституции Российской Федерации права на определение и указание национальной принадлежности)

Инициаторы:
Члены Совета Федерации Ж.Я.Иванова, Е.В Афанасьева, А.К.Акимов, С.П.Горячева, Б.Б.Жамсуев, С.М.Жиряков, В.А.Озеров, А.И.Отке, А.И.Широков, В.А.Штыров, А.Г.Шишкин; Депутаты Государственной Думы А.А.Журавлев, Г.П.Ледков, Н.С.Валуев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «Об обеспечении для граждан Российской Федерации конституционного права на определение и указание национальной принадлежности»

Представленный проект федерального закона «Об обеспечении для граждан Российской Федерации конституционного права на определение и указание национальной принадлежности» подготовлен в целях законодательной реализации для граждан нашей страны закрепленного в статье 26 (часть 1) Конституции Российской Федерации права каждого лица на определение и указание своей национальной принадлежности.
 
В порядке законодательного обеспечения указанной конституционной нормы, законопроектом предложено установить, что основными формами реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности либо права родителей или единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации являются как устное волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации об определении своей национальной принадлежности или устное волеизъявление родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – российского гражданина, так и определение и указание национальной принадлежности указанных граждан Российской Федерации в письменном (печатном) виде.
 
При этом определение и указание национальной принадлежности гражданина Российской Федерации в письменном (печатном) виде предложено осуществлять, в первую очередь: а) посредством проставления в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным отметки о национальной принадлежности совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации в основном документе, удостоверяющем его личность на территории Российской Федерации, – паспорте гражданина Российской Федерации; б) посредством заполнения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния, соответствующей графы в свидетельстве о рождении ребенка – гражданина Российской Федерации (по инициативе родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) об определении и указании национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного). Известно, что в рамках существующего гражданского оборота национальная принадлежность ребенка по желанию его родителей (или единственного родителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния (Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и другими нормативными правовыми актами) уже указывается, - поэтому представленный законопроект логически встраивает данное положение в более комплексное законодательное регулирование соответствующих правоотношений.
 
В то же время отметки о национальной принадлежности лица в паспорте гражданина Российской Федерации не проставляются до настоящего времени, - в том числе и по причине того, что до настоящего времени не принят федеральный закон «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации», где как раз и намечалось урегулировать соответствующие вопросы. (Например, указанное правовое регулирование предполагалось осуществить в одноименном проекте федерального закона № 369593-3, инициированном Президентом Российской Федерации, но затем снятом с дальнейшего рассмотрения Государственной Думы, а также в ряде других законопроектов, вносившихся различными субъектами права законодательной инициативы и также не принятыми по различным на соответствующие моменты причинам.)
 
В связи с этим представленный законопроект - до введения в действия нового федерального закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, - может наконец-то разрешить указанную важнейшую задачу по определению и указанию национальной принадлежности гражданина Российской Федерации в официальных документах, выдаваемых ему уполномоченными государственными органами, - и, в первую очередь, во внутреннем (общегражданском) паспорте гражданина Российской Федерации. При этом, согласно законопроекту полномочия по проставлении отметки о национальной принадлежности гражданина Российской Федерации в его паспорте, а также по определению порядка такого проставления, предложено возложить на Федеральную миграционную службу и ее территориальные органы.
 
Примечательной особенностью предлагаемого законопроектом регулирования вопроса о порядке указания национальной принадлежности гражданина Российской Федерации в его паспорте является предлагаемое текущее - (в течение ближайшего периода времени и вплоть до возможного принятия в будущем соответствующих изменений в действующем законодательстве) - финансовое обеспечение указанной процедуры за счет собственных средств заинтересованного лица, что влечет отсутствие необходимости затрат для реализации законопроекта каких-либо государственных денежных средств, равно как и компенсации таких затрат за счет средств федерального бюджета. С учетом изложенного, - и как это подчеркнуто в преамбуле самого законопроекта, - принятие данной законодательной инициативы позволит осуществить законодательное воплощение и практическую реализацию важнейшей ценностной категории для многих граждан Российской Федерации – в виде определения и указания своей национальной принадлежности, – и наряду с этим будет способствовать сохранению самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа Российской Федерации и одновременно гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в нашей стране и укреплению единства российской нации в целом.

К списку элементов