Сенатор

Сенатор Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

О списании долгов регионам

О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам

Инициаторы:

Член Совета Федерации Е.В.Афанасьева; Депутаты Государственной Думы А.А.Ищенко, С.Г.Каргинов, И.К.Сухарев, А.Н.Диденко, А.Б.Курдюмов, С.В.Маринин, И.Н.Абрамов, А.С.Сикорский, С.В.Журавлев, И.Ю.Дроздов, М.А.Щепинов, Д.А.Литвинцев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам»

Бюджетная система Российской Федерации характеризуется чрезмерной дефицитностью бюджетов регионального и местного уровня. Так, согласно отчету Счетной палаты РФ, в 2013 году бюджеты только шести субъектов были исполнены без дефицита. В целом по Российской Федерации, дефицит консолидированных бюджетов РФ в 2013 году составил 650 млрд. руб. По оценкам экспертов из Standart & Poor’s, дефицит региональных бюджетов по итогам 2014 года сохранится на прежнем уровне. Между тем, объем государственного долга субъектов РФ и муниципальных образований по итогам 2014 года вырос на 20% и составил более 2,1 трлн. руб. В общем объеме долга субъектов на долю коммерческих кредитов приходится 680 млрд. руб. (или 37% от общей задолженности субъекта), на долю бюджетных кредитов – 628 млрд. руб. (32%). За 2014 год задолженность субъектов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам выросла на 47%, а количество субъектов, которые не воспользовались данной формой поддержки, сократилось до двух.
 
Как прогнозирует S&P, государственный долг субъектов и муниципалитетов к 2017 году составит уже половину их налоговых и не налоговых доходов (сейчас чуть больше 30%). Увеличение долга, в том числе и перед федеральным центром, приводит к снижению кредитных рейтингов регионов и, как следствие, подрывает доверие инвесторов к выпускаемым субъектами и муниципалитетами ценным бумагам, приводит к увеличению расходов субъектов РФ и муниципалитетов на обслуживание долга. А средств выделяемых, на замещение коммерческих кредитов бюджетными, недостаточно. Все вышеуказанные обстоятельства могут привести к тому, что региональные и местные власти будут не способны обеспечивать даже социальные обязательства, не говоря уже о расходах инвестиционного характера. Наиболее ярко об этом может свидетельствовать недавняя отмена маршрутов пригородных электропоездов в связи невозможностью субъектов РФ компенсировать убытки пригородных пассажирских компаний, что привело к обострению социально-политической обстановки в субъектах.
 
В тоже время, Российская Федерация неоднократно списывала долги иностранным государствам. В 2014 году Республике Куба было списано $31,7 млрд из $35,2 млрд задолженности перед Россией. Ранее был списан долг на сумму $11 млрд Вьетнаму, $12 млрд ? Ираку, $4,7 млрд ? Алжиру, $11 млрд ? Монголии и $11 млрд ? Афганистану. По действующему курсу общая сумма списанной задолженности составляет почти 5,3 трлн. руб. Настоящий проект закона предусматривает списание обязательств субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на первое января 2015 года с заключением новых соглашений о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году. Предлагаемая мера позволит снизить долговую нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации, а высбодившиеся средства региональных бюджетов направить на выполнение социальных обязательств перед населением. Кроме того, качественное изменение соотношения долга и собственных доходов субъекта приведет к повышению кредитного рейтинга региона, что позволит региональным властям финансировать инвестиционные проекты за счет выпуска долговых ценных бумаг.
 
Вместе с тем, последствия от предлагаемых законопроектом мер, будут иметь лишь краткосрочный положительный эффект. Для дальнейшего устойчивого развития регионов необходимы изменения в межбюджетных отношениях с перераспределением доходов в пользу регионов, изменения налогового законодательства для поддержки высокотехнологичного производственного сектора и ускорения импортозамещения, введение в законодательство новых финансовых инструментов для стимулирования экономического роста и инвестиционной активности в субъектах РФ с целью расширения налоговой базы. Одновременно с данным законопроектом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 932 Бюджетного кодекса Российской Федерации», предусматривающий проведение реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту на основе отдельных федеральных законов.

К списку элементов