Сенатор

Сенатор Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

369 заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 4 марта 2015г.

Пятый вопрос – о Федеральном законе "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" – докладывает Елена Владимировна Афанасьева, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" является очередным блоком вносимых в Гражданской кодекс изменений, подготовленных в рамках проводимой реформы гражданского законодательства. Изменения, вносимые законом в Гражданский кодекс, в основном направлены на совершенствование норм в области обязательственного права. Рассматриваемый закон затрагивает практически весь раздел III части первой Гражданского кодекса, посвященный общей части обязательственного права, который состоит из двух подразделов – "Общие положения об обязательствах" и "Общие положения о договоре". Отдельные изменения и дополнения внесены в главу 21 Гражданского кодекса, которые уточняют понятие "обязательство" и расширяют перечень оснований возникновения обязательств.
 
Глава 21 дополнена новыми статьями об альтернативном и факультативном обязательствах и порядке их исполнения. В главе 22 Гражданского кодекса уточняются положения об исполнении обязательств надлежащему лицу, об исполнении обязательств третьим лицом, о сроке и месте исполнения обязательств и другие новшества. В главу 23 внесены изменения, уточняющие способы обеспечения исполнения обязательств и случаи уменьшения неустойки. Более конкретно проработаны нормы, касающиеся поручительства. Кроме того, законом предусматриваются новые способы обеспечения исполнения обязательств – независимая гарантия и обеспечительный платеж. Всё очень конкретно прописано в законах по этим способам. Независимая гарантия выдается в письменной форме не только банками, кредитными и страховыми организациями, как это действует сейчас, но и другими коммерческими организациями. В статье 395, посвященной ответственности за неисполнение денежного обязательства, предусматривается, что за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате проценты на эту сумму, и законом определяются правила исчисления размеров процентов. Федеральным законом существенно корректируются положения части первой Гражданского кодекса о публичном и предварительном договоре. Устанавливаются новые виды договора: рамочный договор, договор с исполнением по требованию и опционный договор. Кроме того, внесены изменения в статью 447 "Заключение договора на торгах" и уточняется положение об организаторе торгов.
 
Теперь торги (в том числе электронные) проводятся не только в форме аукциона или конкурса, но и в иной форме, которую предусматривает закон. Федеральный закон регулирует вопросы организации и проведения торгов, определяет последствия нарушения правил проведения торгов и предусматривает правовое регулирование публичных торгов. При рассмотрении данного закона на заседании комитета возникли вопросы по новой норме, которая была внесена в статью 448 закона, согласно которой, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, которые возникли из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично. Мы сделали все свои замечания, и инициаторы закона пообещали нам, что уже сейчас разрабатываются дополнительные изменения в статью 826 Гражданского кодекса, которые снивелируют все эти тонкости. Законом установлены переходные положения. Дата вступления в силу данного закона – 1 июня 2015 года.
 
Комитет-соисполнитель – Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам – предлагает одобрить данный федеральный закон. И наш комитет тоже предлагает данный федеральный закон одобрить.

К списку элементов