Сенатор

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Член Президиума фракции ЛДПР.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации
(в части установления запрета на деятельность по управлению многоквартирными домами управляющими организациями, имеющими финансовые средства, находящиеся в офшорных зонах)

Инициаторы:
Член Совета Федерации Е.В.Афанасьева; Депутат Государственной Думы М.А.Щепинов 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Жилищный кодекс
Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» подготовлен в целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 04 декабря 2014 года, в котором Президент акцентировал внимание на необходимости «перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны», а также расширения и дополнения существующих правовых норм, направленных на контроль иностранных компаний и доходов иностранных организаций, прошедших регистрацию в офшорных юрисдикциях, но находящихся в собственности российских владельцев – конечных бенефициаров. 

Нормативно-правовое регулирование иностранных офшорных фирм с российскими партнерами осуществляется Конституцией РФ, международными договорами и соглашениями, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», указанием Центрального банка РФ от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства» и рядом других нормативных правовых актов о налогах и сборах и актов таможенного законодательства. 

Согласно принятому 18 ноября 2014 года Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» прибыль компаний, прошедших регистрацию в офшорных юрисдикциях, но принадлежащих российским предпринимателям должна подвергаться отечественному налоговому контролю. Однако на практике весьма распространена схема обхода контроля российских налоговых органов, согласно которой предприятие, получающее прибыль и реально функционирующей на территории Российской Федерации регистрируется, как дочернее иного предприятия – резидента Российской Федерации, принадлежащего иному предприятию, зарегистрированному в офшорных юрисдикциях. Подобная цепь выведения нераспределенной прибыли этого предприятия за пределы РФ приводит к недополучению бюджетами всех уровней большого объема налогов. 

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» до 1 мая 2015 года действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить бессрочную лицензию на ее осуществление. А вновь создаваемые управляющие компании должны будут пройти процедуру лицензирования. При этом для получения лицензии устанавливается ряд условий, которые лицензиат или соискатель лицензии обязан выполнить. Данная мера призвана обеспечить гарантию качества услуг организаций, занимающихся на профессиональной основе управлением многоквартирными домами.

Настоящий проект федерального закона предлагает дополнить перечень условий для получения лицензии еще одним условием. А именно – отсутствием у лицензиата или соискателя лицензии финансовых средств, находящихся в офшорных зонах.
Данное предложение основано на том, что в настоящее время многие управляющие компании, используя различные мошеннические схемы, выводят полученные от граждан деньги, предназначавшиеся на деятельность ЖКХ, за рубеж в офшорные зоны. Причем речь идет о миллиардах рублей.

Кроме того, даже если управляющая компания работает условно честно, она, как правило, заключает договоры на выполнение услуг с компаниями, поставляющими ресурсы (вода, электроэнергия, топливо и т.д.), которые часто оказываются вне российской юрисдикции, храня свой капитал в офшорных зонах.

В связи с этим настоящим проектом федерального закона предлагается также запретить управляющим компаниям заключать договоры с организациями, которые имеют финансовые средства в офшорных зонах. В случае нарушения этого требования подобные управляющие компании должны лишаться лицензии по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Само же заявление подается в суд на основании решения постоянно действующей лицензионной комиссии, образованной соответствующим субъектом Российской Федерации.

По оценке иностранных экспертов, Россия устойчиво лидирует в мире по количеству регистрируемых ее гражданами офшорных компаний в зарубежных странах. О необходимости деофшоризации российского бизнеса неоднократно говорил и Президент Российской Федерации В.В.Путин. Однако данная проблема слишком велика, чтобы можно было решить ее одним нормативным правовым актом.

Поэтому предлагается решать ее по частям и начать с ЖКХ, установить невозможность вывода финансовых средств, предназначенных для обеспечения жилищно-коммунальных услуг.
Для этого статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации дополняется обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществлять контроль за недопущением вывода в офшорные зоны финансовых средств организациями, работающих в сфере ЖКХ.

Данный законопроект направлен на совершенствование российского законодательства и защиту прав граждан от недобросовестных организаций, целью которых является не деятельность на благо России, а личное обогащение и вывоз капитала за рубеж.

К списку элементов