Сенатор

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Член Президиума фракции ЛДПР.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Инициаторы:

Члены Совета Федерации В.А.Тюльпанов, Л.С.Гумерова, Е.В.Афанасьева; Депутат Государственной Думы А.А.Журавлев



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона 
«О внесении изменений в Федеральный закон 
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» разработан в целях защиты и обеспечения права ребенка на жизнь. Новорожденные являются наиболее уязвимыми и максимально незащищенными в социальном и правовом смысле категорией населения.
Согласно действующему законодательству, женщина, родившая ребенка, но не имеющая возможность или желания воспитывать, может передать его на попечение государства. Чаще всего матери, не желающие по каким-либо причинам проходить через процедуру официального отказа, просто оставляют новорожденных в опасных для их жизни и здоровья местах, а нередко и убивают своих новорожденных детей. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, только за первое полугодие 2014 года было зарегистрировано 13 преступлений по статье 106 Уголовного кодекса Российской Федерации «Убийство матерью новорожденного ребенка». 

Основными причинами, обуславливающими нежелание или невозможность матери воспитывать ребенка, являются, прежде всего, такие как тяжелое социально-экономическое положение и психологическое послеродовое состояние матери в результате незапланированной (нежеланной) беременности, личностной незрелости и т.д. Все это провоцирует женщину на совершение преступления. В настоящее время все еще не выработаны отдельные способы и формы профилактики преступлений, совершенных женщиной в отношении новорожденного ребенка. 
В целях сохранения жизни ребенка и предотвращения совершения убийства матерью новорожденного, было бы правомерно предусмотреть возможность анонимного оставления ребенка матерью в безопасных для его жизни и здоровья местах. 

Опыт создания и функционирования специализированных боксов для анонимного оставления ребенка (далее детский бокс) уже имеется на территории Российской Федерации. С 2012 года при медучреждениях и религиозных организациях установлены места для анонимного оставления ребенка в Краснодарском, Пермском, Камчатском, Ставропольском краях, Владимирской, Калининградской, Курской, Ленинградской, Московской, Псковской, Свердловской областях. За три года существования в детских боксах были оставлены 34 новорожденных малыша. Основным аргументом анонимного оставления ребенка, возможно, станет и мотивацией для матерей сохранить жизнь новорожденного. 

В этой связи законопроектом предлагается узаконить уже имеющийся опыт субъектов РФ по установлению специализированных мест для анонимного оставления ребенка. В соответствии с ним субъект Российской Федерации сам определяет о необходимости установления на своей территории детских боксов. Создание таких мест (например, при медицинских учреждениях или социальных структурах (акушерских пунктах, социальных приютах и т.д.)) будет разрабатываться органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. 
Комитет ООН по правам ребенка утверждает, что применение практики анонимного оставления детей нарушает статью 7 Конвенции ООН о правах ребенка (ребенок имеет «...право знать своих родителей»). Кроме того, в статье 6 этой же Конвенции ООН отмечается, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь». 

Однако мировая практика показывает эффективность подобного решения проблемы сохранения жизни новорожденных детей. В настоящее время аналогичные детские боксы работают под разными названиями в Австрии, Германии, Латвии, Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Италии, Швейцарии, Бельгии, Великобритании, США, Канады, Пакистане, Филиппинах, Южной Африки, Японии, Индии. 

Работа детских боксов не исключает профилактику отказов от детей. Но наряду с иными мерами поддержки, укрепления и защиты семьи как фундаментальной основы российского общества, детские боксы должны являться тем инструментом защиты жизни и здоровья детей, когда иные меры поддержки оказались не способными сохранить семейные узы. Возле каждого подобного устройства должна содержаться информация о том, куда можно обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации. 

Безусловно, совместные усилия государства и общества должны быть направлены на сохранение семьи всеми возможными способами, на оказание поддержки родителям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Следует учитывать, что зачастую отказываются именно от нежеланного ребенка. В связи с этим остается нерешенным вопрос, насколько последнему безопасно проживать в семье, где его не любят, а иногда и эксплуатируют, зарабатывая с его помощью деньги. 
Законопроектом не исключается возможность для родителей вернуть ранее оставленного ребенка, доказав путём ДНК-анализа свое родство. К примеру, в Краснодарском крае 4 из 13 оставленных младенцев вернулись в свои биологические семьи.

В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей, прежде всего, подлежат передаче на воспитание в семью, и только при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, оставление новорожденного в детском боксе не является нарушением принципа семейного воспитания, а выступает в качестве одного из механизмов его реализации.

Немало случаев, когда детей оставляли у порога больницы, в подъездах с надеждой на их обнаружение и спасение, однако детей находили слишком поздно. В связи с этим, представляется, что распространенность и доступность детских боксов позволит значительно сократить число ситуаций, представляющих опасность для жизни и здоровья новорожденного.
Следует принять все возможные, а прежде всего, законодательные, меры для обеспечения безопасности использования детских боксов, в том числе уже существующих, в России, для того, чтобы они стали важным дополнительным инструментом защиты детей.

К списку элементов