Сенатор

Сенатор Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Елена Афанасьева, сенатор от ЛДПР, избранная от Оренбуржья, провела Конференцию «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в эпоху цифровизации и роботизации»

Прозвучавшие предложения будут обобщены и станут основой для соответствующих законодательных инициатив, отметила сенатор

Член Комитета Совета Федерации по международным делам Елена Афанасьева провела Конференцию, посвященную вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в эпоху цифровизации и роботизации.

В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители министерств и ведомств, научного, экспертного, адвокатского сообщества, правозащитных организаций.

«Мы живем в интересное время – время прорывных технологий и новых больших вызовов, связанных с цифровизацией», - отметила Елена Афанасьева. Они касаются широкого круга вопросов, включая направления занятости населения, образования и подготовки кадров, «цифрового равенства», защиты персональных данных, борьбы с распространением недостоверной информации.

«В связи с этим встают вопросы обеспечения прав и свобод граждан, которые гарантированы Конституцией России и законами нашей страны», - сказала сенатор.

По ее словам, вопросы цифровизации постоянно находятся в поле зрения Совета Федерации. «При СФ работает Совет по развитию цифровой экономики. Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству занимается вопросами законодательного обеспечения этой сферы. Вопросы цифровизации поднимаются в ходе «правительственных часов» на заседаниях верхней палаты парламента. В мониторинге этой темы активно задействована Палата молодых законодателей при СФ».

Елена Афанасьева предложила использовать площадку СФ для широкой межведомственной дискуссии на эту тему. В числе предложений сенатора – рассмотреть возможность помимо основной специальности в вузе давать дополнительную – в цифровой сфере.

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко отметил, что в настоящее время министерством ведется работа по реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение национальных целей в части цифрового развития сферы высшего образования.

«В условиях пандемии коронавируса цифровые технологии в ряде стран, включая Россию, начали широко использоваться для обеспечения образовательного процесса в условиях соблюдения режима карантина. Принят закон, благодаря которому был организован дистанционный учебный процесс. Цифровизация признана создать дополнительные возможности для развития образования, в том числе за счет расширения дистанционного доступа к образовательным услугам, самообразования».

Конечно, дистанционное обучение полностью не сможет заменить очный образовательный процесс, подчеркнул замминистра. Однако, дистанционное образование может значительно увеличить доступность как высшего, так и среднего образования, в том числе для маломобильных групп населения. «Кроме того, таким образом обеспечивается возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет».

Прошедшее полугодие обозначило и определенные проблемные моменты, сказал Петр Кучеренко. Он отметил, что студенты и преподаватели отмечают отсутствие прямого очного контакта как значительный минус. Компьютеризированная система представляет определенные сложности для использования преподавателями старшей возрастной группы. Также дистанционное онлайн обучение предполагает обязательное наличие технических средств: компьютера, сети интернет, что по понятным причинам доступно не всем гражданам в силу финансового положения, а также наличия интернета хорошего качества в отдельных населенных пунктах. Существует проблема идентификации личности студентов при оценке их знаний на онлайн испытаниях.

Плюсы и минусы дистанционного обучения нужно переосмыслить и использовать в новых реалиях, резюмировал Петр Кучеренко.

Образовательный процесс обязательно должен включать программу обучения по безопасному использованию цифровых технологий и персональных данных, отметила директор Федерального института цифровой трансформации в сфере образования Людмила Бокова. «Сейчас важно рассматривать воспитание через призму изменившихся возможностей. Важно, чтобы образовательный процесс был направлен на обучение ребенка безопасному поведению в цифровой среде», - сказала Людмила Бокова. Она также добавила, что сегодня перед системой образования стоят новые задачи по использованию цифровых ресурсов и условий. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить равный доступ к процессу цифровизации.

Развитие всех цифровых технологий должно строиться на основах федерального закона о защите персональных данных, подчеркнула Людмила Бокова. «Человек имеет полное право знать, как и где обращаются его персональные данные. Однако процесс обработки данных должен иметь функцию управления своим согласием. В частности, у граждан должна появиться возможность отзыва своего согласия. Тогда безопасность личных данных будет обеспечена на более высоком уровне».

Участники Конференции выступили с предложениями и рекомендациями по обеспечению прав и свобод граждан в эпоху цифровизации. Все они будут обобщены и станут основой для разработки соответствующих законодательных инициатив, - сказала Елена Афанасьева.


К списку элементов