Сенатор

Сенатор Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

РСПП: Аукционная система квот в рыбном хозяйстве неприемлема

На заседании обсуждали доклад Федеральной антимонопольной службы России по изменению базовых принципов законодательства о рыболовстве и переходе к аукционному способу закрепления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. 

Елена Афанасьева 13 июля на 439 пленарном заседании Совета Федерации подняла вопрос об отмене исторического принципа распределения квот добычи (вылова) крабов и введении аукционной системы. Сенатор выступила с предложением взять под контроль ситуацию и оно было одобрено.

Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре обсудила рассматриваемый Правительством Российской Федерации вопрос о введении аукционной системы распределения квот на добычу (вылов) краба и констатирует:

1. Действующая редакция Федерального закона Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» разработана и принята в июле 2016 года в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Путина В.В. по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 19 октября 2015 года на котором отмечена важность сохранения базового принципа отрасли.

2. Принцип универсальности нормативно-правового регулирования, заложенный в отраслевом законодательстве, системно не позволяет избирательного регулирования отдельных объектов промысла. Попытка исключения любого объекта промысла из действующего механизма нормативно-правового регулирования порядка предоставления права на добычу (вылов) и перевод его на аукционную систему приведет к фактическому отказу от действующего «исторического принципа» в отношении неограниченного круга объектов промысла.

Комиссия РСПП выразила обеспокоенность наступлением последствий введения аукционной системы распределения квот добычи (вылова) крабов и изменения механизма нормативно-правового регулирования порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов. Для крабового сегмента российского рыбохозяйственного комплекса это приведет к полному или частичному прекращению деятельности более 90 предприятий, остановку промысловой деятельности для 130 среднетоннажных судов, потерю рабочих мест для более чем 6000 человек непосредственно связанных с промыслом краба. Социально-экономические последствия такого сценария для прибрежных субъектов Российской Федерации будут означать рост безработицы и социальной напряженности, снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, снижение инвестиционной активности.

Изменение базового принципа предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов только в отношении одного объекта промысла в краткосрочной перспективе (2018 – 2020 год) приведет к:

- отмене действующих и согласованных контрактов на строительство 17 рыбопромысловых судов на судостроительных верфях Дальнего Востока на сумму свыше 30 млрд. рублей и 10 рыбопромысловых судов на судостроительных верфях европейской части России на сумму 25 млрд. руб.;

- дефолту шести рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока по кредитным договорам на общую сумму свыше 12 млрд. рублей;

- отказу от инициированного на Восточном экономическом форуме – 2017 инвестиционного проекта по строительству в Приморском крае современной судоверфи АО «Пелла» стоимостью 7 млрд. руб.;

- существенному снижению доверия бизнеса к стабильности законодательных основ и как следствие сокращению общей инвестиционной активности;

- повышению показателей кредитного риска при кредитовании рыбопромышленных предприятий отечественными финансово-кредитными учреждениями;

- сокращению горизонта планирования и значительному усилению у значительной части бизнеса мотивации «жить сегодняшним днем», мотивации скорейшего получения сверхприбылей.

В долгосрочной перспективе ряд предприятий будут вынуждены отказаться от инвестиционных программ, которые оцениваются в 155 млрд. рублей до 2027 года, а общий мультипликативный эффект, включая смежные отрасли на уровне 250 – 300 млрд. руб.

Комиссия пришла к выводу, что предложение о введении аукционной системы распределения квот является неприемлемым и вредным для отрасли, так как абсолютно не учитывают специфику рыбодобывающей деятельности. Последняя характеризуется высокой капиталоемкостью, особенностями различных направлений промысловой деятельности, необходимостью наличия узко-квалифицированных трудовых ресурсов, а также опыта ведения промысловой деятельности.

 


К списку элементов