Сенатор

Сенатор Российской Федерации.

Представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

Актуальные вопросы деятельности частных военных и охранных компаний

Напомним, что 14 марта 2016 года в Госдуму был внесён проект Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности».
 
Сегодня парламент готов включиться в работу по развитию деятельности таких компаний. Однако для этого они должны соблюсти несколько условий: не нарушать международное право и не наносить вред интересам Российской Федерации и её гражданам. Об этом заявила член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева во время обсуждения за круглым столом по теме  «Актуальные вопросы деятельности частных военных и охранных компаний».
 
«Такие компании должны находиться под контролем государства, но оставаться самостоятельными в своей деятельности. Это нужно, чтобы не нарушалось международное право. Кроме того, деятельность компаний не должна наносить вреда нашей стране и её жителям», — сообщила сенатор.
 
 
 
Афанасьева указала на необходимость строгого соблюдения частными военными компаниями законодательства государства, на территории которого они работают, — только в этом случае уместно говорить о развитии их деятельности, отметила сенатор.
Организаторами мероприятия выступили: пресс-центр «Парламентская Газета», Независимый научный Фонд «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (ННФ ИБР г. Москва), СРО СПБ  и Общероссийская общественная организация «Офицеры России». Приглашенные участники: послы и представители дипломатических миссий Сирийской Арабской Республики, Боливарианской Республики Венесуэлы, Исламской Республики Иран, депутаты ГД РФ и члены Совета Федерации, представители министерств и ведомств РФ, ТПП РФ, общественных организаций, бизнес-структур, СМИ. В ходе мероприятия будут озвучены авторитетные мнения о разных аспектах деятельности негосударственных компаний, предоставляющих услуги в формате ЧВОК, о востребованности услуг ЧВОК на международной арене и, о характерных проблемах, связанных с такого рода деятельностью.
Предыстория «Быть или не быть ЧВОК в России?»: 
Разговоры о перспективах создания в Российской Федерации ЧВОК идут не первый год. Многие страны мира (государственные органы и бизнес) используют услуги ЧВОК. Это не только охрана объектов и сопровождение грузов на территориях, охваченных региональными и локальными конфликтами, но и, охрана периметра границы, военных баз и коммуникаций, рекрутинг и подготовка персонала для работы в зоне ведения боевых действий (разминирование территорий, защита населения и коммуникаций, охрана объектов ТЭК и т.д.). На сегодняшний день, ЧВОК, является эффективным инструментом международной политики. Не всегда, для защиты государственного имущества и др.интересов, можно задействовать государственные официальные структуры, тем более на территории чужого государства, где это имущество (или гражданские специалисты) может находится. Но этот запрет, не для ЧВОК. Некоторые противники создания ЧВОК, пытаются доказать, что такие структуры просто занимаются тем, что плодят наёмников для «кровавых» дел. (Кстати, к числу противников относится и МИД России. На круглом столе «Актуальные вопросы деятельности ЧВОК» в Дипломатической академии МИД России, который состоялся 19 мая 2016 года,  со стороны министерства был заявлен однозначный вердикт – мы, против. Хотя, не совсем понятно - почему!?) Но, это не так! Современное определение наемника было сформулировано в 1977 году. Оно содержится в ст. 47 (2) Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. К ЧВОК, по сути, это определение не имеет никакого отношения. Более того, правительства многих государств, крайне заинтересованы в работе на своих территориях высокопрофессиональных, хорошо экипированных компаний подобного рода. Анализ современной международной обстановки, концептуальных нормативных документов в области политики, экономики, национальной безопасности, военной стратегии, международной практики деятельности ЧВОК свидетельствует о том, что они, могли бы быть успешно использованы в интересах государства в сферах внешней политики, экономики, военной и социальной. С этой целью необходимо принятие отдельного ФЗ о частной военно-охранной деятельности, который регулировал бы порядок учреждения ЧВОК и осуществления ими практической деятельности.
 
14 декабря 2015 г., в Государственную Думу РФ, депутатом Носовко Г. С., был внесён проект Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности», совместно разработанный с участием ННФ ИБР. Но, 25 января 2016 года, Совет Государственной Думы РФ рекомендовал автору отозвать проект с рассмотрения, ввиду отсутствия отзыва Правительства РФ. Отзыв Правительства поступил в Государственную Думы РФ 28 февраля, но, в большей мере – не по существу. 14 марта 2016 года, проект ФЗ «О частной военно-охранной деятельности» внесен автором на рассмотрение Государственной Думой  повторно. 6-го апреля 2016 года под председательством Д. О. Рогозина, в Минэнерго, при участии представителей ФСБ, МВД, Минобороны и ТПП России, состоялось совещание рабочей группы по вопросам обеспечения безопасности объектов ТЭК России за рубежом. По итогам совещания, ТПП РФ было поручено создание реестра российских частных охранных компаний, чья деятельность не вызывает сомнений в профессионализме и компетентности, и которые, при определенных обстоятельствах, могут реорганизоваться в ЧВОК. Вместе с тем, 11 апреля 2016 года, Совет Государственной Думы РФ принимает решение: до 31 мая 2016 года, обеспечить сбор всех необходимых заключений на проект ФЗ «О частной военно-охранной деятельности» Носовко Г.С. и вынести его на обсуждение нижней палаты. Быть ли Федеральному закону о ЧВОК в России!? Покажет время.

К списку элементов